Что такое цифровизация?

21.12.2018

 На исходе 2018 года редакция Executive.ru решила поставить точки над i в вопросе «А что такое цифровизация?», и попросила экспертов объяснить, в чем суть процесса и к каким трансформациям он приводит.

Александр Тарасов, управляющий партнер DIS Group:

Ключевой процесс – стратегическое управление данными. Цифровая трансформация (цифровизация, диджитализация) – изменение формы бизнеса в условиях цифровой реальности на основе данных. Цифровая трансформация – прежде всего, означает новые бизнес-процессы, организационные структуры, положения, регламенты, новую ответственность за данные, новые ролевые модели. Ключевой процесс цифровой трансформации – Data Governance – стратегическое управление данными. Цифровая трансформация не ограничивается применением технологий, таких как Big Data, интернет вещей, дополненная реальность, блокчейн и так далее. По отношению к цифровой трансформации все компании можно разделить на два сектора: сектор условно виртуальных и сектор условно реальных компаний. Для каждого из сегментов цифровая трансформация будет иметь свои особенности.

К условно виртуальному сектору относятся операторы связи, СМИ, все виды компаний новой цифровой экономики (онлайн-магазины, агрегаторы, маркетплейсы), организации финансового сектора. Основную ценность для компаний этого сегмента представляют клиентские данные. Главная цель – повысить эффективность использования клиентских данных. Границы между индустриями этого сектора стираются очень активно: бизнес строится вокруг данных о клиенте. Зная предпочтения и привычки клиента, одна и та же компания может продавать ему и банковские услуги, и авиабилеты, и путевки.

К условно реальному сектору относятся компании, бизнес которых строится в большей степени на активах физического мира. Для них актуален сбор данных для создания цифровых двойников активов. Такие цифровые двойники должны объединяться в цифровых двойников предприятия. Цифровых двойников можно анализировать и проверять на них гипотезы для поиска скрытых резервов предприятия. Гипотезы могут быть по оптимизации бизнес-процессов, режима работы оборудования, технологических цепочек, ремонтных кампаний, инвестиций в инновации. Результаты анализа и проверок можно использовать для повышения производительности, оптимизации, улучшения устойчивости производства... В этом секторе особенно актуальны технологии Big Data, предиктивная аналитика, интернет вещей и дополненная реальность.

Условно виртуальные компании дальше продвинулись в цифровой трансформации, чем условно реальные. Но принимая во внимание существующие тенденции, могу уверенно говорить, что в ближайшие два года ситуация кардинально изменится.

Павел Боровков, «Партнеры и Боровков»:

Наиболее востребованные технологии – искусственный интеллект. Необходимо разделить три ключевых термина:

1. Автоматизация – это перевод существующих в бизнесе процессов «Как есть» на базу компьютерных вычислений, электронного хранения и обмена данными.

2. Цифровизация – это изменение бизнес-процессов компании «Как надо» таким образом, чтобы они больше соответствовали новым инструментам и технологиям цифровой экономики.

3. Цифровая трансформация бизнеса – это изменение всей бизнес-модели: стратегии, процессов, организационной структуры, финансов, продаж, логистики… – для наиболее эффективного использования возможностей цифровой экономики.

Наиболее передовые отрасли в части перехода в «цифру» в России – это банковская сфера, нефте- и газодобывающие компании, ритейл, масс-медиа и развлечения. Наиболее востребованные технологии – искусственный интеллект (машинное обучение, нейросети), распределенные реестры данных (блокчейн), интернет вещей, роботизация, виртуальная и дополненная реальность.

Константин Ян, сооснователь, технический директор CloudPayments:

Активнее всего цифровизируются финансовые компании. Цифровизация – процесс переноса документов (текст, фото, видео, голосовые сообщения, карты, музыка) в электронный формат и последующий обмен этими данными через электронные каналы связи. Цифровизация – решение бизнес-задач с помощью цифровых технологий. Там, где раньше были живые люди и рабочие места, теперь работает либо простой скрипт, либо робот. Среди передовых отраслей цифровизации – банковские услуги, e-commerce, СМИ, обучение, еда, такси и каршеринг, социальные сети и мессенджеры. Активнее всего цифровизируются финансовые компании. Из необычных примеров я могу вспомнить компанию «Додо пицца», которая одна из первых на рынке внедрила в производство и доставку пиццы свои информационные системы, контролирующие процесс от начала до конца. Еще интересно следить за цифровизацией сельского хозяйства, сейчас, как и механизация в 1950-е годы, она позволит увеличить эффективность использования земли и других ресурсов, при уменьшении человеческого труда. Сюда можно отнести и роботизированную технику, и Big Data эффективности сортов культур, и долгосрочные метеопрогнозы, и моделирование эффективности использования местности.

Константин Анисимов, СЕО Rusonyx:

Переход на «цифру» произойдет во всех секторах экономики. Цифровизацию можно считать естественным процессом, сопровождающим переход к информационному обществу. Это предполагает трансформацию методов и способов передачи информации: замену аналоговых инструментов цифровыми. Если говорить о конкретных отраслях экономики, то в первую очередь цифровизация затронула финансовый сектор, торговлю, производство, а также значительную часть средств массовой информации. В перспективе переход на «цифру» стоит ожидать практически во всех секторах экономики, включая сельское хозяйство, медицину, логистику.

Наталья Фефилова, директор по развитию 404 Group:

Цифровизация предполагает полную смену бизнес-модели. Цифровизация – это использование цифровых технологий для повышения эффективности бизнеса, предполагающее изменение бизнес-процессов и даже полную смену бизнес-модели компании. Новая цифровая эпоха говорит о том, что подобные изменения в перспективе затронут все отрасли и все компании. Если даже самые консервативные учреждения – крупные банки – становятся в большей степени IT-бизнесом, то что говорить о тех, кто всегда был на острие прогресса? Первыми к цифровизации приходят те, кто наиболее остро чувствует конкуренцию и работает с большими данными: ритейл, электронная торговля, госкорпорации... Однако пока, по данным Всемирного банка, большая часть российских компаний (около 65%) не используют преимущества цифровизации.

Дмитрий Карандин, руководитель проектов Smart City Lab:

В процесс трансформации должны быть вовлечены и «верхи», и «низы». Цифровизация, диджитализация и цифровая трансформация – это все очень тесно связанные вещи, но если ссылаться к некоему референсу, то у компании Gartner есть два видения на определение цифровизации:

1. Использование цифровых технологий для изменения бизнес-моделей и создания новых источников доходов, а также создание ценности.

2. Процесс перехода к цифровому бизнесу.

Цифровизация не ограничивается добавлением нового функционала к существующим каналам, продуктам или сервисам. Она охватывает и пользовательский опыт, который ушел в «цифру», и бизнес-процессы. Затрагивая как сотрудников компании, клиентов, так и продукты, бизнес-модели, партнеров, технологии и инфраструктуру. Наиболее быстро адаптируются B2C-бизнесы и продукты: финансы и ритейл, путешествия и туризм, медиа и развлечения. Индустрии, в которых цифровизация происходит медленнее – сельское хозяйство, энергетика, здравоохранение, промышленность и госсектор. Это объясняется несколькими факторами, включая скорость принятия решений, затраты на диджитализацию, возможности на эксперименты и время, требуемое на адаптацию к изменениям и коррекции стратегии. Одна из ключевых проблем, на которой следует сфокусироваться, – кадры. Топ-менеджмент компании должен понимать необходимость и цели трансформации. При этом трансформация – это процесс, в который должны быть активно вовлечены и «верхи», и «низы» компании. В больших компаниях цифровая трансформация представляет собой долгосрочные проекты, которые должны возглавляться управленцами с лидерскими компетенциями, нестандартным взглядом, творческим мышлением, при этом, знающими технологии. Очень тяжело найти хорошего CIO или CDO, который может возглавить процесс цифровой трансформации.

Александр Ильин, технический директор MSK-IX:

Скоро мы будем разговаривать с утюгами. Цифровизация – переход из аналоговых сфер в цифровую – наблюдается во всех областях бизнеса. Если раньше офлайн-сервисы считали, что интернет не для них, то теперь встретить юрлицо без представительства в интернете нереально. Любой стартап, выходя на рынок, первым делом регистрирует домен, создает сайт и электронные адреса, а уже потом задумывается об уюте в офисе или даже об офисе вообще. То же самое наблюдается и в государственных сервисах: все крупные госкорпорации переводят продукты и услуги в цифровой формат. В отраслях экономики задействованы все категории бизнеса – от мелких услуг до глобальных проектов. В цифровой формат переходит финансовый сектор, строительные материалы, торговля, рукоделие, мастер-классы и обучение. Также не забываем об интернете вещей. В скором будущем мы с вами будем разговаривать с утюгами, не вставая с дивана регулировать температуру нагрева воды, заказывать доставку еды непосредственно холодильнику и спорить с микроволновой печкой. Система «умных домов» уже развита во многих странах и Россия не будет исключением.

 


Уважаемые коллеги и партнеры,
мы всегда готовы Вам помочь!

+7 (8452) 24 88 11

info@platforum.online, rasim@platforum.online

г. Саратов, ул. Краевая, 85, оф. 416

Все ваши данные в безопасности