Для активного развития бизнеса и сохранения оборотов часто требуется расширить географию. Актуальным становится вопрос: какую же стратегию роста и тиражирования бизнеса выбрать? Forbes выделяет три основных: органический рост, сделки слияния и поглощения (M&A) или франчайзинг. В теории, M&A интереснее и привлекательнее, ведь приобретается бизнес с готовым денежным потоком, клиентским трафиком и устоявшейся моделью. Однако при совершении сделки M&A нужно учитывать и уровень компании и менеджмента, и мультипликативный эффект для бизнеса в будущем. А также понимать, насколько новый бизнес интегрируется в существующую модель и даст ли сделка синергический эффект. А ведь он может быть и обратным - принести дополнительные расходы и снизить показатели, в результате интеграции может быть потеряна часть команды или часть аудитории потребителей. Кроме того, в случае с M&A ключевой момент — это подбор правильного партнера для сделки, что совсем не просто. В этом плане, органический рост более предсказуемый и более понятный, так как компания тиражирует собственную устоявшуюся бизнес-модель, когда отработаны все процессы, бренды, форматы магазинов. Развиваться органически или через M&A — скорее зависит от уровня консолидации рынка. Что касается, франчайзинга – эта модель наиболее актуальна для тех, у кого пока не отлажен процесс логистики, есть ограничения по объему денежных средств для развития. Франшиза удобна для развития в удаленных регионах, куда компания пока не планирует заходить с собственной розницей, или где представлен лишь один (из целого пула) бренд/формат.