9 стадий жизни технологической компании

25.11.2018

Психолог Эрик Эриксон выделял восемь стадий жизни человека — удивительно, но такие же стадии проходят и технологические компании. Портал Rubase разобрал их подробнее на примере Google вместе в его бывшим сотрудником Навинитом Наир.

Доверие и недоверие

Ранний этап существования стартапа напоминает первую стадию жизни человека (длится с рождения и примерно до 18 месяцев), когда  младенцы учатся доверять окружающим, а именно тем, кто удовлетворяет их базовые потребности.  На этом этапе нем компании требуется забота. Она должна найти хороший инкубатор. На ранних этапах компании или продукту необходимо найти ментора или спонсора, который будет в них верить. В редких случаях самостоятельная работа над проектом, конечно, может обернуться успехом, но вам все равно нужно будет найти тех, кто будет искренне в вас верить.

Самостоятельность и нерешительность

Многие современные стартапы спотыкаются на этом шаге. Они не могут стать самостоятельными, потому что привыкли к неорганическому росту. Им кажется, что они растут и у них возникает ложное чувство независимости. Но любая встряска на рынке или в экономике, приведет их к провалу. Основатели Google, например, работали скромно и начинали в гараже. Однако Пейдж и Брин по-прежнему ходили в Стэнфорд и занимались своим образованием. Крейг Сильверстейн и преподаватели помогли им нанять первых сотрудников. Создатели Google знали, что разрабатывают отличный продукт, но, к счастью, у них не было много инвестиций. Да, им удалось привлечь $25 миллионов до выхода на IPO, но они получали прибыль уже после завершения раундов инвестиций. За два года компания вышла на полную автономность.

Предприимчивость и чувство вины

Когда дети растут, они любят изучать разные вещи и делать все самостоятельно. По словам Эриксона, на этом этапе они познают новые концепции, о которых им сообщают в школе, и пытаются применить полученные знания на деле. Дети знают, что могут сами справиться с этими задачами и когда им это не удается и приходится обращаться за помощью, они испытывают нечто вроде чувства вины. Google прекрасно показала себя на этом этапе. Компания по-прежнему вела дела очень экономно, но не скупилась на наем лучших сотрудников. Основатели Google понимали, что они не программисты и им были необходимы ценные специалисты. Когда компания приобрела Applied Semantics и в Google появился сервис AdSense, она перешла на стадию взросления. Покупка конкурирующей технологии показала, что компания не боится обратиться за помощью для дальнейшего роста. Ее поступок был актом выражения уверенности в себе.

Умелость и неполноценность

На этой стадии развития дети начинают больше конкурировать друг с другом. Они хотят делать то же, что и свои одногодки. Они стараются изо всех сил и вырабатывают уверенность в себе. Но если им что-то не удается, они чувствуют себя несовершенными по сравнению с ровесниками. Google осмотрелась по сторонам и увидела, что делают другие. Она поняла, что может делать то же самое, если не лучше. В это время компания выпустила несколько новых продуктов — от Карт до Календаря. Несмотря на наличие превосходных продуктов, компания все же уступала Yahoo. Начались ненужные для этой фазы сравнения. Тогда нужно было понять, на какой стадии компания находится, и что до взросления осталось совсем ничего. Любопытно, что Google вышла на IPO как раз на этой фазе своего существования. IPO не показывает, что компания повзрослела, это всего лишь реакция на условия рынка.

 

Идентификация личности и путаница ролей

Это очень важная стадия развития подростков. На ней они познают себя и свою личность. Иногда во время перехода из детства к взрослой жизни они испытывают кризис самоопределения. В Google эта фаза началась, когда компания перестала выглядеть в глазах окружающих молодым стартапом и ее начали воспринимать, как следующего «Большого Брата». Девиз «не будьте плохими» казался напоминанием о наивном периоде юности. Однако Google старалась его придерживаться.

Близость и одиночество

Подростки острее всего переживают близость и изоляцию, потому что в это время они взаимодействуют со множеством людей. Не каждому человеку удается найти того, с кем он сможет разделить всю свою жизнь. Некоторые иногда остаются одинокими до самой смерти. На этом этапе Google поняла, что несмотря на успехи в области поиска, у нее плохо идут дела в мобильной отрасли. Проблема решилась, когда компания наконец приобрела Android. Благодаря этой сделке Google стала тем, кем сейчас является. До Android (и в какой-то мере YouTube) Google не знала правил социальной игры.

Общечеловечность и самопоглощенность

В возрасте 40-50 лет люди обычно ищут смысл своей работы. На этом этапе жизни им кажется, что они обязаны внести какой-то ценный вклад в развитие общества и оставить после себя нечто важное. В противном случае они чувствуют себя бесполезным членом общества. Google всегда опережала всех по общечеловечности. Компания провела множество полезных программ и разработала MapReduce и BigTable, которые лежат в основе современных облачных платформ.

Цельность и безнадежность

Люди в возрасте от 60 лет и старше обычно являются пенсионерами. Им важно знать, что до этого они сделали нечто важное. Глядя на прожитую жизнь, они хотят чувствовать удовлетворение и понимать, что прожили ее на полную. В противном случае они испытают отчаяние. Вряд ли Google переживала эту фазу. Она ее проскочила и двинулась дальше, на новый этап, которого нет у Эриксона.

Перерождение

Абрахам Маслоу называл эту стадию трансценденцией — и ее достигают лишь немногие люди и компании. Google это удалось. Компания переродилась в Alphabet.

 

 

 


Уважаемые коллеги и партнеры,
мы всегда готовы Вам помочь!

+7 (8452) 24 88 11

info@platforum.online, rasim@platforum.online

г. Саратов, ул. Краевая, 85, оф. 416

Все ваши данные в безопасности